Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность
Документы
Обучающимся
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.
Детские безопасные сайты
- https://сетевичок.рф/ - международный квест по цифровой грамотности "Сетевичок"
- https://datalesson.ru/ - Всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики "Урок цифры"
- http://detionline.com/ - сайт проектов фонда развития Интернет - дети России онлайн
- https://www.saferunet.ru/ - центр безопасного Интернета в России
- https://web-landia.ru/ - ВебЛандия - лучшие сайты для детей
- http://newseducation.ru/ - Большая перемена - сайт для школьников и их родителей, агентство школьных новостей, сайт школьного образования
Методические и справочные материалы
Родителям
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов, внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты. Поощряйте ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают. Будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- 1 опасность - утрата денег
Если ребенок начал чаще просить положить ему деньги на телефон, возможно, он случайно подписался на платную услугу, которая снимает их ежедневно. А может, у него украли страничку в социальной сети. Дети не всегда осознают, что нематериальные вещи — пароли, ключи — имеют реальную ценность. Этим и пользуются интернет‑мошенники.
- 2 опасность - интернет-зависимость
Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми. Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель и все. Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее. Если ребенок играет в такую игру, надо серьезно подумать, как это ограничивать, потому что такие игры действительно вызывают привыкание. Зависимость – это болезнь, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.
- 3 опасность - нежелательный контент
Дети попадают на такой контент не всегда осознанно. Бывает, что ребенок искал картинки с поездами, а случайно увидел неприемлемую фотогорафию. А иногда ребенок понимает, что в интернете можно найти что угодно, и начинает искать что‑то целенаправленно. К сожалению, сайты с нежелательным содержимым появляются быстрее, чем Роскомнадзор успевает их блокировать.
- 4 опасность - контакты с незнакомцами
У нормального взрослого человека нет безудержного желания общаться с незнакомыми детьми, добавлять их в друзья, начинать с ними интенсивную коммуникацию, и, как правило, если взрослый человек приходит к незнакомому подростку, значит, ему наверняка что-то от него нужно. Проблема состоит в том, что многие подростки чрезвычайно доверчивы, и незнакомец, который с какой-то целью хочет «подружиться» с ребенком, может за считанные недели в его глазах стать самым близким его человеком, единственным, кто его понимает и так далее.
- 5 опасность - кибербуллинг
Кибербуллинг – это травля в интернете. В основном это делают знакомые люди, но может возникнуть ситуация, когда ребенка травят в интернете, и тут к нему в друзья стучится симпатичный ровесник, начинает с ним дружить, ребенок рассказывает ему какие-то достаточно личные вещи про себя, а в результате оказывается, что этот «симпатичный ровесник» – один из тех, кто травит его школе, и эта информация используется против него.
Советы по безопасности в этом возрасте
- 1 совет - советоваться с родителями
Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение. Если ребенка кто-то обижает или преследует в сети, об этом также важно сообщать взрослым.
- 2 совет - беречь личные данные
Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, домашний адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.
- 3 совет - не делиться информацией о других
Не нужно рассказывать в сети про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке. Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.
- 4 совет - фильтровать информацию
Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому не стоит слепо доверять всему, что пишут онлайн. Основные правила:
- не открывать подозрительные письма;
- игнорировать сообщения, полученные от незнакомцев;
- не переходить по ссылкам, обещающим много интересного бесплатно.
Если кто-то в письме или сообщении в чате просит помощи, лучше уточнить, что произошло и произошло ли это на самом деле – обычно родителям, родственникам, друзьям можно перезвонить.
- 5 совет - не общаться с незнакомыми
Это правило очень сложно соблюдать в интернете. Нельзя отвечать на первое же письмо того, кто назойливо стучится в личные сообщения. Любая назойливость, частые обращения, просьбы что-то написать и тем более прислать фото – это весомый повод для того, чтобы сразу же прекратить общение и заблокировать человека.
Документы
Педагогам
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Обеспечение информационной безопасности
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
- Законодательный - законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
- Морально-этический - всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
- Административный - действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.
- Физический - механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
- Аппаратно-программный - электронные устройства и специальные программы защиты информации.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.);
- установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией;
- установлены соответствующие пароли на персональные ПК;
- использован контент-фильтр для фильтрации сайтов по их содержимому.
Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
Методические и справочные материалы
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- https://ligainternet.ru/ - лига безопасного интернета - сайт для педагогов, детей и их родителей по вопросам создания безопасного пространства Интернета в РФ;
- https://stepik.org/course/191/promo - курс Академии Яндекса курс для школьников 6-9 классов, который будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности;
- https://www.saferunet.ru/ - центр безопасного Интернета в России для детей, подростков и взрослых;
- https://мвд.рф/document/1910260 - инернет-мошенничество: памятка для граждан;
- http://detionline.com/helpline/rules/teachers/ - линия помощи "Дети-онлайн" - сайт полезен не только педагогам, но и школьникам, родителям и самым маленьким пользователям
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- Материалы к уроку "Безопасный Интернет" (5-7 классы)
- Материалы к уроку "Безопасный Интернет" (10-11 классы)
- Пособие "Интернет возможности компетенции безопасности" (часть 1)
- Пособие "Интернет возможности компетенции безопасности" (часть 2)
- Материалы для проведения уроков по информационной безопасности детей в сети "Интернет"
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета